Если организация, занимающаяся возведением объекта по ДДУ, нарушает правила законодательства о долевом участии в строительстве или о защите прав потребителей, выходом из сложившейся ситуации может стать коллективная жалоба на застройщика. Дольщики, интересующиеся, куда жаловаться на застройщика, должны знать, что они могут выбрать одну из следующих инстанций: госстройнадзор, жилищная инспекция, полиция, прокуратура, Роспотребнадзор. Обжалование в один из указанных органов не относится к процедурам обязательного досудебного урегулирования — дольщики могут обратиться за защитой своих прав сразу в суд.
Куда жаловаться на застройщика
Отношения застройщика и участника долевого строительства регулируются положениями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве…»и Федерального закона «О защите прав потребителей».
В отношении незаконных действий застройщика ему может быть предъявлена претензия, подан иск в суд, а также жалоба в региональную государственную службу строительного надзора, государственную жилищную инспекцию, прокуратуру и полицию, а также в Роспотребнадзор.
Подачу жалобы в случаях, когда нарушаются договорные условия, в том числе, гарантии качества, предусмотренные договором, обычно предваряет претензионный порядок урегулирования, несмотря на то что он не предусмотрен законодательно для таких отношений. Предъявить претензию застройщику, в соответствии с положениями статьи 7 закона об участии в долевом строительстве, участник вправе за несоответствие сданного объекта по качеству условиям, согласованным в договоре, а также обязательным требованиям, установленным законодательно. К таким нарушениям могут относиться:
- незавершение части работ;
- брак;
- параметры высоты, площади не соответствуют указанным в договоре и иные.
Сделать это можно в течение гарантийного срока, который составляет не менее трех лет с момента сдачи объекта. Допускается увеличить срок соглашением сторон. Претензия может включать одно из следующих требований:
- застройщик должен собственными силами и средствами устранить недостатки в разумный срок;
- застройщик должен оплатить расходы, участника по устранению недостатков;
- застройщик должен вернуть часть первоначальной стоимости работ, адекватную имеющимся недостаткам.
Если застройщик не удовлетворяет требования претензии или игнорирует факт ее направления, это становится дополнительным основанием для обжалования его действий, бездействия в указанные выше инстанции. К жалобе, исковому заявлению нужно приложить оставшийся у дольщика, дольщиков экземпляр претензии.
Основания для жалоб
К основаниям для жалоб на застройщика относятся любые нарушения законодательства об участии в долевом строительстве, а также о защите прав потребителей.
Жалоба в стройнадзор на застройщика, образец
Согласно пункту 2 статьи 23 закона о долевом участии в строительстве, государственным строительным надзором осуществляется следующее:
- контроль за действиями застройщика по привлечению денежных средств дольщиков;
- направление застройщику обязательных предписаний;
- принятие мер для привлечения нарушителей к ответственности;
- обращение в суды для защиты прав дольщиков;
- направление материалов в госорганы для возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц застройщиков.
В качестве основания для проведения внеплановой проверки застройщика выступает жалоба од дольщиков. Госстройнадзор также может обратиться в суд с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности застройщика.
В госстройнадзор по месту строительства объекта обычно обращаются с жалобами на застройщика, например, по следующим основаниям:
- отсутствие у застройщика лицензии на строительную деятельность;
- отсутствие у застройщика разрешения уполномоченных органов на возведение конкретного строения;
- отсутствие факта публикации проектной декларации на строительный объект;
- наличие отступлений от проекта в процессе возведения дома - например, несанкционированное отведение нижнего этажа под помещения, которые будут использованы в коммерческих целях.
Обратите внимание!
В данной инстанции жалобы рассматриваются в месячный срок, который в исключительных случаях может быть продлен до двух месяцев.
Образец жалобы на застройщика в госстройнадзор можно скачать здесь.
Жалоба в государственную жилищную инспекцию
В качестве основания для обращения в государственную жилищную инспекцию выступают факты нарушения прав дольщиков, касающихся ЖКХ, как в период возведения постройки, так и во время её сдачи. В качестве примера можно привести следующие ситуации:
- поступление от застройщика требования об оплате коммунальных услуг за определенный временной отрезок, однако обязательство по оплате указанных услуг возникает не ранее момента подписания акта приема-передачи объекта и вступления в товарищество собственников жилья или выбора управляющей компании, которые и будут заниматься вопросами оплаты электро, тепло, газо и водо снабжения;
- наличие подозрений о нарушении застройщиком требований жилищного законодательства в процессе присоединения дома к городским коммуникациям.
Жалоба в прокуратуру и полицию на застройщика, образец
Обратиться в прокуратуру, полицию с жалобой на застройщика можно, например, при наличии следующих оснований:
- документальное предназначение участка земли, на котором возводится многоквартирный дом, для частного, индивидуального строительства;
- отсутствие у застройщика разрешения на постройку;
- отказ застройщика погасить неустойку за период просрочки сдачи дома;
- отказ застройщика идти на контакт с участниками договора долевого строительства;
- переезд организации девелопера с прежнего адреса без уведомления дольщиков о новом местонахождении;
- нецелевое использование застройщиком денег, привлеченных для строительства объекта.
Обратите внимание!
Если сотрудники прокуратуры сочтут, что рассматривать жалобу компетентна полиция, они перенаправят жалобу туда.
В текст жалобы обычно включают:
- наименование, адрес отделения прокуратуры;
- Ф.И.О. и звание руководителя, на чье имя направляется жалоба;
- данные и контакты лица, лиц, подающих жалобу;
- сведения о застройщике;
- описание проводимых работ;
- нарушение, допущенные застройщиком;
- описание реакции застройщика на направленную претензию — если имело место;
- описание других попыток урегулирования конфликта в административном порядке, ответы других инстанций, рассматривавших жалобу по тем же основаниям;
- перечень просьб о проведении необходимых мероприятий в отношении застройщика и их обоснование с точки зрения закона со ссылками на нормативные правовые акты;
- список приложений;
- подпись лица, лиц, направляющих жалобу.
Обратите внимание!
Прокуратура рассматривает подобные обращения в пятнадцатидневный срок с момента подачи. Сроки могут быть продлены с учетом проведения мероприятий, связанных с расследованием нарушений.
Образец жалобы в прокуратуру на застройщика можно скачать здесь.
Жалоба по закону о защите прав потребителей
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», данный орган осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами и, в том числе, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Жалоба в данную инстанцию подается в случае, когда нарушения относятся к закону «О защите прав потребителей». Чаще всего они выявляются при сдаче дома, получении квартиры. К ним относятся, например:
- некачественный ремонт, отделка;
- нарушения санитарных и иных норм, установленных жилищным законодательством и прочие.
Коллективная жалоба на застройщика
Закон не запрещает направлять в государственные органы обращения от имени группы людей, например, в делах, связанных с участием в долевом строительстве, может быть подан групповой иск, количество участников которого ограничено исключительно количеством дольщиков по конкретному ДДУ.
С учетом этого, для большей эффективности рекомендуется писать коллективную жалобу. В соответствии с положениями закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, жалоба считается коллективной или групповой, если она подписана минимум двумя лицами.
В целом, содержание и способ подачи такого документа не отличается от индивидуального аналога. Нужно указывать данные и контакты каждого подписавшегося, использовать личные местоимения во множественном числе.
Нужно учитывать, что обжалуемые действия, бездействие застройщика должны касаться одновременно всех подписавшихся лиц — при наличии у них отдельных претензий к организации следует составлять ряд личных жалоб.