Право граждан на свободу перемещения закреплено в Конституции, но регистрироваться по временному месту пребывания все равно обязательно. Для упрощения процедуры, действующие государственные сервисы предоставляют ряд способов, как оформить временную регистрацию: через МФЦ, подав заявление и документы через Интернет, или лично посетив миграционное подразделение полиции. Процедура занимает минимум времени, но готовить документы для временной регистрации придется как самому приезжему заявителю, так хозяину помещения.
Как оформить временную регистрацию через МФЦ
Правила адресного учета населения установлены законом № 5241-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…» и постановлением правительства № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета».
Согласно документу, гражданин, который по личным или профессиональным нуждам вынужден проживать не по адресу постоянной прописки дольше трех месяцев, должен уведомить об этом органы власти.
Обратите внимание!
Основная прописка не отменяется, а временная не проставляется в паспорт.
Временно регистрироваться не нужно, если речь идет:
- о сроке менее 90 дней;
- нахождении на отдыхе или лечении в специализированных санаторных или туристических объектах - согласно статье 5 профильного закона, этим обязана заняться администрация гостиницы, санатория или другого учреждения;
- временном пребывании в том же субъекте федерации, где гражданин прописан на постоянной основе;
- на период проживания в квартире родственников, при условии, что они проживают и прописаны там же.
В остальных случаях временный жилец должен обратиться в местное подразделение МВД, занимающееся адресной регистрацией, с заявлением на временную прописку. Иначе и гражданина, и собственника помещения ждет административное взыскание по статьям 19.15.1 - 19.15.2 Кодекса об административной ответственности. Штрафы составят от 2 до 5 тысяч рублей для частных лиц, в Москве и Санкт-Петербурге - от 3 до 7 тысяч рублей.
Зарегистрироваться можно лично посетив паспортный стол, записавшись на прием в нужное подразделение через портал «Госуслуги», или подав документы через МФЦ. Заполнить заявление можно заранее. Шаблон утвержден приказом МВД России № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел…» и доступен для скачивания на официальном сайте ведомства. В формуляр следует внести точное название миграционного подразделения, в которое подается заявление, а также сведения о:
- заявителе – Ф.И.О., дата и место рождения, контактный телефон;
- месте постоянного жительства;
- дате, с которой будет начинаться временная регистрация;
- квартире временного проживания - адрес, собственник, основание для пользования помещением;
- паспортные данные заявителя - серия, номер, когда и кем выдан;
- дата и подпись.
В отдельном блоке бланка указываются паспортные реквизиты хозяина занимаемой квартиры, а сам он письменно подтверждает согласие на вселение. В самом низу заявления сотрудник паспортного стола вносит решение о регистрации или отказе, ставит дату и свою подпись.
Обратите внимание!
Срок временной регистрации устанавливается по договорённости принимающей стороной, но не может быть меньше полугода или превышать 5 лет. Если хозяин жилья готов дать согласие на дальнейшее проживание, то процедуру оформления временной прописки придется пройти заново.
Документы для временной регистрации в МФЦ
Документы в МФЦ можно подать совместно с владельцем квартиры, а можно и без его участия, заручившись нотариально заверенным согласием на регистрацию жильца в его собственности. В зависимости от этого, пакет приложений к заявлению будет включать:
- удостоверения личности обоих или только присутствующего жильца;
- заполненный бланк заявления;
- удостоверенное согласие собственника;
- домовая книга, если речь идет о частном доме;
- документ, на основании которого оформляется временная регистрация - договор найма, безвозмездного пользования или иное.
Принимающий документы сотрудник МФЦ выдаст расписку о получении. О готовности можно узнать по номеру расписки на сайте Центра или по телефону. За готовым свидетельством о временной прописке можно приходить уже в одиночку.
Сколько делается временная регистрация в МФЦ
По нормативным документам МВД, сами регистрационные действия не могут занимать более 3 дней. Но при подаче документов через МФЦ срок несколько увеличивается, так как Центр выступает только посредниками для приема и передачи документов от заявителя в полицию, и обратно.
В паспортный стол документы должны попасть в тот же день или на следующий, но если сотрудники Центра должны запрашивать дополнительные сведения о жилье или его владельце, срок может продлиться до 6 дней. Таким образом, процедура может занять от 3 до 10 дней.
Сколько стоит временная регистрация через МФЦ
Чтобы граждане не уклонялись от оформления временного пребывания, было до минимума сокращено количество документов, а также исключена оплата госпошлины. Таким образом, при регистрации гражданин России максим тратится бумаги, копии и пересылку документов (если требуется). В остальном услуга бесплатна. Помощь МФЦ в оформлении документов также безвозмездна.
Что касается иностранных граждан или лиц без гражданства, то им необходимо будет оплатить госпошлину в размере 350 рублей, для несовершеннолетних – 200 рублей.