В отсутствии документального оформления, налоговые платежи будут приходить даже на недвижимость, исчезнувшую в результате пожара или сноса. Из-за этого хозяев интересует, как снять дом с кадастрового учета и какие документы для этого потребуются. Процедура подробно регламентирована Федеральным законом № 218 «О государственной регистрации недвижимости», где расписано снятие объекта недвижимости с кадастрового учета в отношении различных видов имущества. Своевременное обращение позволит избежать сборов и платежей за коммунальные услуги. Сняв несуществующий дом с учета, владелец может приступать к возведению нового здания.
Что такое кадастровый учет
Кадастровым учетом называют регистрацию объекта в государственной базе недвижимого имущества. Все сведения вносятся в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). Здесь подробно описывается каждый дом или земельный участок, указываются границы и всем объектам присваивается кадастровый номер.
Реестр действует на всей территории России, объединяя информацию о:
- Земельных участках.
- Зданиях и сооружениях.
- Объектах незавершенного строительства.
- Помещениях с отдельным правовым статусом.
Отсутствие земельного участка или расположенного на нем строения в базе ЕГРН исключает полноценное распоряжение имуществом. Владелец не сможет его продать, подарить или иным образом изменить форму собственности. Присутствие же в кадастре автоматически накладывает обязательства по уплате налогов и сборов за коммунальные услуги.
Обратите внимание!
Если земельный участок разделен, старый дом снесен, а на его месте возводится новый, данные факты необходимо обязательно отразить в базе кадастрового учета ЕГРН. Только в этом случае объект будет идентифицирован, а все действия с ним получат правовую основу.
Основания снятия объекта с кадастрового учета
Существует несколько причин, по которым дом или другое строение снимают с учета в ЕГРН. Просто так (без какого либо обоснования) сделать это не получится. Чаще всего в качестве аргументации выступает:
- Гибель объекта в результате пожара, стихийного бедствия, сноса и др.
- Реконструкция объекта, которая привела к его трансформации в несколько зданий.
- Обратный процесс, когда при реконструкции несколько сооружений превратилось в единое строение.
- Дострой объекта.
- Объединение нескольких коммунальных комнат в единую квартиру.
- Аннулирование временной регистрации, когда дом сдается в эксплуатацию.
Аналогично с учета снимается земельный участок, если:
- Несколько наделов соединены в один.
- Единый участок делится на два или большее количество объектов.
Другие случаи индивидуального порядка, также могут стать причиной снятия недвижимого объекта с кадастрового учета. Обратиться с заявлением может не только собственник, но и другие заинтересованные лица, если их права в той или иной степени нарушены. Причиной подобных обращений обычно выступают неверно обозначенные границы или фиктивная постановка соседнего объекта на кадастровый учет.
Законодательством предусмотрены случаи, когда Росреестр вправе отказать гражданину в снятии объекта недвижимости с кадастрового учета. Это:
- Акт обследования несоответствующий государственному формату или составленный лицом, не имеющим полномочий.
- Обнаруженная корректировка в документах, когда изменениям подверглись важные сведения.
- Подача заявления представителем владельца, не имеющим нотариального заверения своих полномочий.
В перечисленных ситуациях обращение не рассматривается.
Процедура снятия объекта с кадастрового учета
Чтобы снять недвижимый объект с кадастрового учета, необходимо собрать перечень документов и представить его в службу Росреестра. Подробно ознакомившись с информацией, ведомство снимает имущество с регистрации и выдает автору обращения соответствующую выписку.
Обратите внимание!
Процесс снятия с кадастрового учета занимает 5-7 дней в зависимости от адресата заявления.
Большая часть времени тратится на подготовку документации, важнейшим элементом которой является акт обследования. Его составляет аттестованный инженер на основании обращения гражданина. В электронном виде акт идет в службу Росреестра, а бумажная копия передается владельцу. Акт обследования не нужен, если снятие с учета идет по причине разделения или слияния объекта.
За снятие недвижимости с кадастрового учета, уплата госпошлины не предусмотрена. Ее вносят только, если процесс сопровождается регистрацией нового объекта на той же территории.
В некоторых случаях процедура полностью автоматизирована и не требует участия владельца. Самый простой пример снос многоквартирного дома. Собственникам помещений не нужно обращаться по поводу своих квартир, из ЕГРН удалят информацию о доме в целом.
Документы, необходимые для снятия с учета
Список обязательных документов включает:
- Заявление на снятие недвижимого объекта с кадастрового учета. Его пишут по специальной форме, образцы имеются в МФЦ или службе Росреестра.
- Паспорт либо доверенность на представительство интересов гражданина, заверенная нотариусом.
- Свидетельство о праве собственности.
- Акт обследования.
Перечень может быть дополнен, если процесс сопровождается постановкой на учет нового объекта.
Куда необходимо обращаться
В стандартном варианте (когда процедура не сопровождается разногласиями), адресатами обращения выступают:
- Служба Росреестра, где решение принимается в течение 5-ти рабочих дней с момента подачи документов.
- МФЦ. Здесь процесс занимает не более 7-ми рабочих дней с момента обращения.
По окончании заявителю выдадут выписку о снятии объекта с учета. Ее он может представить в налоговое ведомство или коммунальную службу, чтобы ему прекратили насчитывать регулярные платежи.
В ситуации, когда служба Росреестра или МФЦ отказывается принимать документы, либо затронуты интересы третьих лиц, адресатом обращения становится суд. При положительном решении, процесс снятия с учета производит судебный пристав.