Дачная амнистия — понятие сформировавшееся в середине нулевых годов для обозначения облегченного порядка регистрации прав на недвижимое имущество, а именно: на земельные участки и дачные дома. С тех пор дачная амнистия претерпела значительные изменения. О значительно облегченном порядке можно говорить только при регистрации земельных участков, предоставленных до 25.10.2001 года. Порядок регистрации домов теперь предполагает предварительное согласование их строительства и выполнения в ходе строительства нормативных требований к конфигурации строения. Подача всех согласовательных документов возможна, как напрямую в уполномоченный орган, так и через МФЦ. Дачная амнистия через МФЦ оформляется с помощью тех же документов, что и при непосредственном обращении.
Дачная амнистия: как оформить
Говоря о дачной амнистии, необходимо отдельно рассматривать регистрацию земельных участков и домов, на них расположенных. Такое разделение важно потому, что порядки оформления прав на эти объекты принципиально различны.
Кто может воспользоваться дачной амнистией
Воспользоваться дачной амнистией при регистрации земельного участка могут граждане, которые:
- Получили регистрируемый участок до 25 октября 2001 года, то есть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
- Имеют в собственности дом, расположенный на этому участке. При этом собственность на этот дом могла возникнуть и после 25.10.2001, главное — чтобы у нее были законные основания, например, дом был получен в наследство или по договору.
Воспользоваться установленным в настоящий момент порядком регистрации дома может любой гражданин, который имеет в правообладании земельный участок, предназначенный либо для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения садового хозяйства. на землях, предназначенных для огородного хозяйства строительство домов запрещено.
Порядок оформления через МФЦ
Многофункциональные центры — система учреждений, являющихся посредниками между гражданами РФ и органами государственной и муниципальной власти. Вместо обращения в различные профильные органы, граждане вправе посредством МФЦ подать документы на оказание ему практически любой государственной услуги.
МФЦ не берет за свои услуги дополнительных денег и не обременяет процедуру предоставления той или иной госуслуги дополнительными требованиями, а наоборот — облегчает жизнь гражданам.
Обратите внимание!
Перечень документов и последовательность действий, которую должен произвести гражданин для получения той или иной услуги, будет той же при обращении в МФЦ, что и при непосредственном обращении в профильный орган.
МФЦ, в числе прочих услуг, сопровождают регистрацию прав на дома и земельные участки, поэтому все документы, связанные с такой регистрацией можно подать в МФЦ, который уже, в свою очередь, обеспечит направление поданных документов в профильный орган.
Какие документы нужны
Для того, чтобы зарегистрировать право на земельный участок, предоставленный гражданину до 25.10.2001 или на участок, на котором расположен дом, находящийся в собственности гражданина, ему потребуются следующие документы:
- Заявление о регистрации прав на земельный участок.
- Паспорт.
- Документ, подтверждающий, что участок находится у гражданина на законных основаниях, например, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении участка.
- Если регистрация производится на основании собственности на расположенный на участке дом потребуется еще и документ, подтверждающий собственность на дом.
- Квитанцию об уплате госпошлины.
Обратите внимание!
При регистрации дома, построенного на участке, гражданин подает документы как минимум два раза: сначала уведомляя о грядущем строительстве, а затем — о его окончании.
При подаче уведомления о строительстве заявителю потребуются:
- Само уведомление о планируемом строительстве.
- Документы, подтверждающие право заявителя на земельный участок.
- План строительства, где полностью подробно описывается будущая постройка вплоть до ее внешнего вида и расположения на участке.Описание должно содержать и визуальные иллюстрации: чертежи и планы.
- Паспорт.
По окончании строительства гражданин обязан уведомить об этом уполномоченный орган, направив следующие документы:
- Уведомление об окончании строительства.
- Технический план объекта.
- Если дом предполагается регистрации дома в общую долевую собственность — соглашение о распределении долей между всеми участниками.
- Квитанция об уплате госпошлины за регистрацию права собственности на объект.
Размер госпошлины по дачной амнистии
За регистрацию в упрощенном порядке земельного участка пошлина составит 350 рублей.
Госпошлина за регистрацию построенного на участке дома составит 2 000 рублей.
Сроки оформления
Срок государственного удостоверения права собственности гражданина на землю через МФЦ — 9 дней.
Период времени, который пройдет между подачей документов на согласование строительства дома на участке и получением документов о регистрации может быть от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от расторопности самого заявителя:
- Срок рассмотрения уведомления о планируемом строительстве — 10 дней.
- Допустимый срок строительства в случае выдаче уведомления о соответствии плана строительства действующим нормам — до 10 лет.
- Срок уведомления об окончании строительства — месяц с момента его окончания.
- Срок рассмотрения уведомления об окончании строительства и согласования соответствия постройки заявленному плану — 7 дней, в это же время документы на регистрацию, если строение согласуется, направляются органом местного самоуправления в Росреестр, где производится регистрация;
- На непосредственную регистрацию в Росреестре — 7 дней.
Обратите внимание!
Если документы подаются через МФЦ, на пересылку документа из МФЦ в профильный госорган и обратно потребуется еще по два дня каждый раз.
Если на строительство нет никаких разрешительных документов
Строение, воздвигнутое без направления и получения всех необходимых уведомлений и документов является самостроем.
Гражданский кодекс РФ указывает на то, что права собственности на самострой у лица, его воздвигнувшего не возникает, самостроем нельзя пользоваться и, по общему правилу, самострой подлежит сносу.
В тоже время, тем же документом установлено, что самострой может быть признан объектом недвижимости и права на него могут быть признаны в судебном порядке. Для этого строение должны одновременно соблюдаться следующие требования:
- Гражданин имеет законный права на землю, на которой расположена постройка.
- Постройка соответствует всем нормативам.
- Ее сохранение не нарушает права и интересы других лиц.
Соответствие всем норматива, в данном случае — самое сложное из условий, ведь если несоответствие в том, что у дома имеется лишний этаж — его можно демонтировать, но вот если проблема в том, что дом стоит слишком близко к границе участка — подвинуть строение сложнее.
В любом случае, даже если будет установлено несоответствие, гражданину будет дан срок на реконструкцию строения — от 3 месяцев до нескольких лет.
Обратите внимание!
Решение о сносе самовольной постройки, расположенной на частной территории также может принять только суд. Снести строение решением органа местного самоуправления можно только если его присутствие угрожает безопасности граждан.