Чтобы получить квартиру в распоряжение и не зависеть от муниципалитета, достаточно провести процедуру приватизации жилья. Как приватизировать квартиру и какие документы нужны для приватизации квартиры?
Как приватизировать квартиру
Чтобы проводить торговые операции с объектом недвижимости, необходимо провести процедуру приватизации. После нее гражданин получает полноценные права собственности, которые позволят дарить, продавать, завещать и перестраивать по собственному усмотрению имущество.
Провести процедуру приватизации имеет право лицо, имеющее официальную регистрацию в указанном объекте недвижимости и проживающее там на постоянной основе. При этом жилье должно предоставляться по договору соцнайма.
Обратите внимание!
Рабочее и социальное жилье не может быть приватизировано. Также граждане, которые имеют в доме временную прописку не имеют права на подачу заявления.
Провести приватизацию гражданин может единожды. После этого данное право ему недоступно. Если в квартире проживают несколько жильцов, то она может приватизироваться в равных долях на каждого из них, если они не:
- приватизировали жилье ранее;
- отказались от данной процедуры в письменной нотариально заверенной форме.
Как происходит приватизация
По состоянию на 2019 год, согласно законодательству Российской Федерации, процедура приватизации проводится следующим образом:
- Проверка недвижимости на принадлежность к допустимым объектам приватизации. Для этого оно должно соответствовать следующим условиям:
- быть в исправном состоянии;
- иметь статус жилой постройкой, предоставляемой гражданину по договору соцнайма;
- располагаться в допустимой местности. В военных городках на приватизацию действует существенное ограничение. Для ее проведения необходимо получать специальное разрешение у администрации.
- Между жильцами помещения составляется письменный договор.
- Каждый жилец помещения письменно дает согласие на проведение процедуры.
- Составляется заявление на проведение приватизации квартиры. Документ должен содержать данные заявителя, а также технические данные помещения.
- Собрать документы, подтверждающие факт проживания гражданина в указанной квартире.
- Подача заявления в МФЦ с предоставлением оригиналов прикрепляемых документов для их сверки. После этого в течение 2 месяцев с момента обращения будет дан письменный ответ.
- Получение договора о передаче недвижимости в частную собственность.
- Оплата госпошлины.
- Обратиться в Службу реестра, которая переоформит владельца помещения.
- Полученные документы необходимо предоставить в БТИ.
Срок приватизации квартиры
На оформление пакета документов и выполнение процедуры может уйти до 3 месяцев. Все зависит от скорости изготовления необходимых справок в различных органах. К данному сроку необходимо добавить дополнительное время на сбор документов для подтверждения факта проживания гражданина по указанному адресу.
Приватизация предоставляется любому гражданину на бесплатной основе.
Заявление
Данная бумага подается в МФЦ. Ее содержимое должно иметь данные заявителя, наименование органа, в который направляется, а также саму просьбу о передаче жилья в частную собственность. Заявление не имеет строгой формы заполнения.
Гражданин для получения права собственности на квартиру должен предоставить документ, удостоверяющий личность. Если интересы будущего владельца защищает официальный представитель, то необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность.
Кроме этого, необходимо предоставить документы каждого из жильцов квартиры:
- документ, удостоверяющий личность, если лицу более 18 лет;
- свидетельство о рождении, если лицу менее 18 лет;
- нотариально заверенные акты согласия о передачи жилья в частную собственность. Если данного документа нет, каждый жилец обязан явиться на оформление договора.
Необходимо предоставить документ, согласно которому жители получают право на проживание на указанной площади. Он будет служить основанием для выполнения процедуры.
Чтобы передать квартиру в частную собственность, необходимо удостовериться в обеспечении должного уровня безопасности объекта. Для этого гражданин обязан предоставить технический паспорт квартиры, а также технический план, который укажет текущую планировку жилья.
Для проведения процедуры необходимо указать действующий перечень жильцов помещения с помощью выписки из домой книги.
Обратите внимание!
Чтобы получить квартиру в частное владение, необходимо документально подтвердить отсутствие задолженности по за коммунальные услуги.
Также, если квартира приватизируется на одного гражданина, необходимо предоставить нотариально заверенные отказы от приватизации остальных жильцов.
Как получить техпаспорт
Технический паспорт позволяет достоверно узнать характеристики объекта недвижимости — от площади до даты проведения перестройки, если таковая была. Он используется в судопроизводстве для определения долей каждого жильца. Получить данную бумагу можно в БТИ. Для получения необходимо предоставить документ, доказывающий проживание по указанному адресу, а также паспорт.
Как получить кадастровый паспорт
Кадастровый паспорт содержит в себе информацию о местоположении объекта, а также содержит его графический план. Оформление проводится путем личного визита исполнительного инспектора на объект, в ходе которого проводится анализ планировки. В случае несанкционированной перепланировки гражданин обязуется либо ликвидировать данные изменения, либо узаконить их.
Как получить выписку из домовой книги
Выписка из домовой книги оформляется при личном присутствии одного из жильцов указанного объекта недвижимости, либо его официального представителя. Для ее производства необходимо предоставить паспорт и документ, доказывающий факт проживания по указанному адресу в ТСЖ.
Как получить выписку из ЕГРН
Для получения данного документа необходимо предоставить паспорт, заявление и чек об уплате государственной пошлины в МФЦ по месту жительства.
Список дополнительных документов
В зависимости от обстоятельств, перечень необходимых к предъявлению документов может расширяться. В данный список могут входить нотариальная доверенность, если интересы гражданина защищает официальный представитель. Также необходимо предоставлять нотариально заверенные отказы от участия в приватизации тех жильцов, которые не желают выполнять процедуру. Если в ходе рассмотрения дела участвуют лица, не достигшие возраста 18 лет, но при этом имеют другой адрес официальной прописки, необходимо подтвердить его.
Сроки действия документов
Выписка из домовой книги действительна на протяжении двух недель. Остальные документы действенны на протяжении месяца. По истечению данного срока бумаги теряют юридическую силу и не могут быть использованы в суде.
Подписание договора на передачу квартиры
После подачи заявления в МФЦ сотрудник проверяет правильность заполнения документов, а также их действительность. После утверждения запускается создается договор о передаче недвижимости в частное владение. Все участники договора в письменном порядке приглашаются на подписание на определенную дату. Весь процесс занимает до двух месяцев с момента составления заявления.
Когда могут отказать в приватизации
При предоставлении неверно заполненных или истекших документов процедура может быть отклонена. Кроме этого распространены также следующие причины.
Не подпадание квартиры под программу приватизации:
- жилье находится в аварийном состоянии;
- предоставляется гражданину в качестве социального или рабочего;
- находится в закрытой местности.
Отсутствие полномочий на приватизацию происходит, когда гражданин ранее уже проводил процедуру приватизации либо является несовершеннолетним.
Если документы на приватизацию квартиры имеют сведения, которые противоречат сами себе, механическое повреждение, нечитаемость.
Государственная регистрация
После оформления договора необходимо пройти процедуру регистрации в Росреестре, чтобы вступить в права владения. При этом необходимо внести государственную пошлину в размере 2000 рублей
Процедуру приватизации можно пройти в МФЦ.
Составление документации лучше доверить квалифицированному юристу. Так снижается вероятность допущения ошибок и сокращается срок подготовки необходимых документов.