Постановка на кадастровый учет квартиры осуществляется на основании Закона № 218-ФЗ “О госрегистрации недвижимости”. Правообладатели жилья сомневаются, нужно ли ставить квартиру на кадастровый учет и какие документы для постановки квартиры на кадастровый учет имеют право требовать в Росреестре. Если не знать, как поставить на кадастровый учет квартиру, можно оказаться собственником «воздуха».
Зачем нужна постановка квартиры на кадастровый учет
В России установлен единый порядок учета зданий, строений, сооружений, домов, квартир и участков земли. Каждому объекту присваивается уникальный номер. По нему можно определить, в каком субъекте РФ расположена недвижимость и какие индивидуальные свойства она имеет. Эта информация вносится в специализированный кадастр.
Обратите внимание!
Если квартира не учтена и не имеет специального номера, с ней невозможно совершать сделки по отчуждению: купле-продаже, мене, дарению.
Законодательством о кадастре установлен обязательный порядок учета для вновь созданных и прекративших существование жилых помещений.
Как определить, стоит ли квартира на кадастровом учете
Информацию об учете жилого помещения можно получить:
- в территориальном подразделении кадастра и картографии;
- в территориальном Центре государственно-муниципальных услуг;
- на сайте Росреестра в режиме онлайн.
Информация является открытой и предоставляется любому лицу при обращении за услугой.
Как и где ставить квартиру на кадастровый учет
Пакет документов допускается сдать лично:
- в подразделении кадастра и картографии;
- в Кадастровой палате;
- в Центре государственно-муниципальных услуг
Документы можно направить по почте с уведомление и описью либо в цифровом формате через сайт Росреестра.
Обратите внимание!
Услуга предоставляется на всей территории РФ и не привязана к конкретному территориальному органу регистрации или расположению объекта, подлежащего учету.
Процедура учета многоквартирного дома производится одновременно с учетом жилых, подсобных (технических) помещений в составе МКД. Следовательно, учет квартиры без учета всего МКД невозможен. Данное требование установлено с 1 января 2017 года.
Документы для кадастрового учета квартиры
Для внесения сведений о квартире в систематизированный свод учета в регистрирующий орган необходимо предоставить:
- типовой бланк заявления с внесенными по образцу сведениями;
- внутренний паспорт РФ заявителя;
- документы, удостоверяющие право на квартиру;
- технический план помещения
Такая информация, как разрешение на ввод в эксплуатацию МКД и иные сведения регистрирующий орган получает самостоятельно в порядке межведомственных связей в:
- муниципалитете;
- органе исполнительной власти субъекта РФ;
- в уполномоченной организации, выдавшей разрешение
Регистрирующему органу запрещено требовать от заявителя предоставления документов, не установленных в перечне.
Сроки и стоимость
Законом установлены оптимальные нормы времени для учета жилья в систематизированном своде, которые зависят от порядка и органа, в который обращается заявитель.
При обращении в орган кадастра и картографии:
- пять дней при кадастровом учете;
- десять дней при одновременной регистрации и кадастрового учета.
При обращении за услугой в Центр государственно-муниципальных услуг процедура удлиняется на два рабочих дня. Если за услугой обращается физическое лицо, взимается обязательный государственный сбор в размере 2000 рублей.
Результаты постановки на учет недвижимости
После проведения процедуры гражданин становится полноправным правообладателем. Квартире присваивается уникальный номер и выдается кадастровый паспорт. Гражданин сможет в полной мере осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению квартирой.