Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

По закону любая недвижимость должна пройти государственную регистрацию. Вопросами регистрации права собственности на квартиру занимается Росреестр. Отделения реестра есть в каждом регионе страны. Как и в какие сроки можно оформить право собственности?

Виды собственности

Существует несколько видов собственности на квартиру:

  1. Индивидуальная. Принадлежит только одному собственнику.
  2. Долевая. Каждый собственник обладает определенной долей недвижимости, но такие доли не всегда равны.
  3. Общая долевая. Собственникам принадлежат равные доли.
  4. Общая совместная. Недвижимостью владеют несколько собственников, при этом конкретные доли не определены. Чаще всего это квартиры и дома, купленные в браке. В случае развода раздел такого имущества производится через суд.

Порядок оформления права собственности

Сделка, которая касается приобретения жилья, должна быть официально зарегистрирована. Об этом говорится в статье 4 закона РФ “О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Порядок оформления права собственности:

  1. Подготовка документов.
  2. Оплата госпошлины, подача документов и заявления в Росреестр.
  3. Проверка работниками Росреестра документов.
  4. Внесение сведений в Единый Реестр в течение 5 дней.
  5. Получение на руки свидетельства о праве собственности.

В свидетельстве указывают:

  • дату выдачи;
  • персональную информацию о правообладателе;
  • вид права;
  • кадастровый номер квартиры;
  • адрес и технические характеристики;
  • правовые ограничения, номер записи в ЕГРП;
  • информацию о документе, который предоставляет право на регистрацию: документ о наследовании, договор купли-продажи.

Вы можете проверить регистрацию на сайте Росреестра.

Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо воспользуйтесь формами на сайте

Где оформить право собственности

Для получения права собственности можно подать документы:

  • в отделение Росреестра;
  • в МФЦ;
  • через Госуслуги;
  • через почту. Подают не оригиналы, а нотариально заверенные копии;
  • на дому.

Оформить заявление и подать документы можно из дома. Для этого отправляют специалиста из Росреестра на дом. Это делается бесплатно, но пользоваться таким правом могут только ветераны ВОВ и инвалиды 1,2 группы.

Какие документы потребуются при совершении операций с недвижимостью

Чтобы оформить регистрацию права собственности на квартиру понадобится:

  • паспорт с копиями основных страниц;
  • документ, подтверждающий право на собственность;
  • заявление;
  • акт приема-передачи имущества. Его получают в БТИ, составляется в свободной форме;
  • план квартиры. Берется в БТИ;
  • чек об оплате госпошлины;
  • разрешение супруга, если имущество совместно нажито в браке;
  • разрешение опекунов, если собственник несовершеннолетний или недееспособный гражданин;
  • заверенная нотариусом доверенность, если оформлением регистрации занимается не владелец квартиры, а его представитель.

По статье 333.33 Налогового Кодекса РФ размер госпошлины для физических лиц составляет 2 000 р., а для юридических - 22 000 р.

Обратите внимание!

Пошлину делят между всеми собственниками. Если регистрацию оформляют два человека, то каждый из них должен будет заплатить по одной тысяче рублей.

Документы нужно подготовить в двух экземплярах. Один экземпляр подаётся в госорганы, а другой оставляется собственнику.

Регистрация права собственности в новостройке

Приобрести жилье в новом доме можно во время строительства или после его окончания. Но зарегистрировать право на квартиру разрешено только тогда, когда дом будет введен в эксплуатацию.

Чтобы зарегистрировать право собственности в новостройке, нужно предоставить следующие документы:

  • заявление на регистрацию;
  • чек об уплате госпошлины;
  • договор, подтверждающий участие в долевом строительстве;
  • акт приема-передачи квартиры;
  • справку из банка о выплате ипотеки, если она выплачена;
  • технический план жилья, его можно взять в БТИ;
  • свидетельство о браке, если квартиру вы покупали вместе с супругом.

Технический план нужен для того, чтобы поставить квартиру на кадастровый учет. Он подразумевает собой внесение сведений о жилье в госреестр.

Когда уже построенный дом долго не вводится в эксплуатацию, потому что госкомиссия не хочет его принимать, можно обратиться в районный суд для получения права собственности.

block_attantion

Как получить право собственности, если у вас ипотека

Если оформлена ипотека, то в правах на квартиру может быть ограничение. Наличие ипотеки при регистрации собственности называют обременением. До погашения кредита квартира является залогом.

Чтобы оформить право собственности на квартиру, которая находится в ипотеке, нужно получить от банка письменное разрешение на регистрацию. При подаче заявления в Реестр необходимо приложить договор с банком-кредитором.

Процесс регистрации продлится от 5 до 10 дней.

Когда военнослужащий приобретает жилье в ипотеку, оно сразу становится его собственностью. В этом случае квартиру берет под залог не только банк, но и государство в лице Минобороны.

Если военный досрочно покидает службу, то долг перед банком закрывает Министерство обороны, а квартира остается в их собственности.

 

Регистрация по договору долевого участия (ДДУ)

Если квартира приобретается по ДДУ, то при регистрации вам потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • договор долевого участия;
  • документ, подтверждающий передачу жилья в вашу собственность;
  • разрешение на эксплуатацию дома, в котором находится квартира;
  • чек об уплате госпошлины.

В некоторых случаях может понадобиться:

  • согласие супруга на заключение договора;
  • договор с банком, если покупку жилья вы оформляете в кредит;
  • свидетельство о рождении ребенка, если квартира оформляется на несовершеннолетнего.

Обратите внимание!

Регистрацией можно заняться лично или поручить ее компании-застройщику. Во втором случае необходимо оформить доверенность на застройщика и заверить ее у нотариуса.

Регистрация на юридическое лицо

Стать собственником квартиры может и юридическое лицо. В таком случае для регистрации необходимо предоставить:

  • паспорт и учредительные документы компании;
  • заявление;
  • чек об уплате госпошлины (22 000 р.);
  • документы, подтверждающие госрегистрацию компании;
  • разрешение на эксплуатацию здания, в котором приобретено помещение;
  • документы, подтверждающие право на собственность;
  • справку о доходах юрлица;
  • технический план помещения;
  • адрес помещения;
  • доверенность на человека, который будет представлять юридическое лицо.

После подачи документов срок регистрации для юридического лица не должен быть больше 10 дней.

Сроки регистрации

Сроки получения права на квартиру зависят от того, при каких обстоятельствах оформляется регистрацию и куда подаются документы:

  • Регистрация права в Росреестре займет 7 дней, а через МФЦ - 9 дней.
  • Одновременное оформление регистрации и постановка на кадастровый учет: в реестре - 10 дней, в МФЦ - 12 дней.
  • Регистрация на основании решения суда: в реестре - 5 дней, в МФЦ - 7 дней.
  • Регистрация на нотариально заверенной сделке: в реестре - 3 дня, в МФЦ - 5 дней.

Можно приостановить процесс регистрации на полгода, а должностному лицу - на 3 месяца. 

Сроки рассмотрения документов

Документы на регистрацию рассматриваются до 10 дней. По статье 26 закона “О госрегистрации” срок могут приостановить максимум на 3 месяца. Чаще всего процедуру регистрации останавливают, если:

  • были поданы не все документы;
  • какой-либо документ был подделан или испорчен.

Гражданин вправе сам приостановить регистрацию, но не больше, чем на полгода. Для этого должно быть написано заявление от гражданина и других сторон договора. Должен быть приложен документ от нотариуса на приостановление. 

Причины отказа в регистрации

При регистрации могут отказать в получении права на собственность по следующим причинам:

  • были поданы не все документы;
  • документы были подделаны или в них указана неверная информация;
  • не было предоставлено согласие от третьего лица, например, супруга, если дело касается совместно нажитого имущества;
  • в отношении квартиры ведется судебное разбирательство;
  • на жилье наложен арест;
  • при продаже своей доли остальные собственники не подписали отказ от имущества;
  • сведения о недвижимости не совпадают с теми, которые хранятся в ЕГРН;
  • заявление было подано лицом, которое не имеет прав на данное жилье.

При получении отказа в регистрации разрешается в течение 3 месяцев обжаловать это решение и подать иск в суд:

  • общей юрисдикции - для физических лиц;
  • арбитражный - для юридических лиц.
Бесплатная консультация юриста по жилищному праву
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.