Валерия Арутюнова - Юрист в сфере недвижимости, адвокат
Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Действующее законодательство допускает проведение некоторых сделок, связанных с передачей прав на собственность через МФЦ – многофункциональные центры. В частности, гражданам РФ доступно оформление купли-продажи квартиры по доступной и выгодной системе. Фактически, продажа квартиры через МФЦ не отличается от стандартной сделки, однако стороны процесса имеют возможность сэкономить время, исключив этап посещения Росреестра и ряда других инстанций.

Основные этапы продажи жилой недвижимости

После того как собственник самостоятельно или при содействии посредников нашел покупателей для квартиры, требуется выполнение задач, сопутствующих процедуре реализации. Сюда обычно входят: выписка из ЕГРН и домовой книги, технический паспорт.

Следующий этап – составление договора. Выполнять его можно, основываясь на типовых бланках, которые присутствуют в открытом доступе на сайте МФЦ или Росреестра. Взять их можно и непосредственно в центре, перед заключением договора.

Само написание выполняется продавцом или посредником, однако, чаще всего эта задача доверяется нотариусу, что позволяет избежать юридических ошибок. Привлечение нотариуса для заверения договора купли-продажи сегодня перестает быть обязательным требованием.

Обратите внимание!

Подписать бумагу покупатель и продавец могут самостоятельно, но нотариальное заверение позволяет удостовериться в правильности выполняемых действий.

Как только договор будет составлен и подписан, а пакет документов для регистрации передачи прав собственности подготовлен, стороны сделки могут обращаться за регистрацией. В юрисдикцию МФЦ входит работа с подобными сделками.

Где можно зарегистрировать сделку с недвижимостью

Единственная государственная организация, которая полностью ответственна за процедуру передачи прав собственности – Росреестр. Остальные допустимые с точки зрения законодательства органы могут выступать исключительно посредниками между заявителями и регистратором. На сегодняшний день гражданам России при сделках купли-продажи недвижимости обращаться можно в такие организации:


Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо воспользуйтесь формами на сайте
  • лично – в ближайшее отделение МФЦ;
  • онлайн – в соответствующий раздел портала Госуслуги.

Обратите внимание!

В Москве отделения Росреестра не принимают в работу заявки от физических лиц.

Удобство обращения в Многофункциональные центры обусловлено удобным графиком приема документом, наличием электронной очереди и возможностью получения дополнительных услуг, включая консультации специалистов. При этом следует принимать во внимание факт посредничества: сотрудники МФЦ получают всю документацию, установленную порядком, и передают в отделение Росреестра, за которым закреплен участок с многоквартирным домом.

Как оформить продажу квартиры через МФЦ

При стандартных обстоятельствах взаимодействие с МФЦ состоит из нескольких этапов. В первую очередь заявитель должен записаться на прием. Сделать это можно несколькими путями:

  • через официальный сайт МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • при личном посещении, через систему электронной очереди;
  • в телефонном режиме.

Следующий этап – подготовка требуемой для совершения сделки документации. Его состав зависит от особенностей купли-продажи. При стандартных обстоятельствах включается:

  • гражданские паспорта заявителей;
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности (заказать ее также можно в МФЦ);
  • техническая документация из БТИ, полученная не позднее чем за 5 лет до совершения сделки;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • если квартира в собственности у нескольких граждан – письменное согласие каждого;
  • три копии заполненного договора купли-продажи.

Обратите внимание!

Нотариальное заверения договора потребуется, если реализуется доля в жилом помещении. В остальных случаях оно выполняется добровольно по согласию сторон.

При непосредственном обращении в Многофункциональный центр покупатель и продавец заполняют дополнительные заявления, а также передают документы. При этом специалист сверяет копии с оригиналами, которые сразу же возвращаются участникам.

Заявители получают выписки с указанием даты следующего обращения. Если оснований для приостановки или отказа нет, то документация обрабатывается в установленном порядке через Росреестр. В заявленную дату участникам сделки необходимо явиться в отделение МФЦ и получить готовые документы о регистрации.

Сроки и стоимость услуги

Учитывая временные затраты на проверку документации и передачу в Росреестр, сроки составляют 10 рабочих дней. В отдельных случаях процедура может выполняться дольше, о чем заявителя должны оповестить сотрудники МФЦ.


Размер государственной пошлины для покупателя квартиры составляет 2 тысячи рублей, если он – физическое лицо. Для юридических лиц сумма госпошлины – 22 тысячи рублей. Иные затраты при непосредственной регистрации перехода прав не предусматриваются. Все дополнительные услуги, оформляемые заявителями в МФЦ оплачиваются отдельно, согласно установленным тарифам.

Обратите внимание!

Во многих отделениях центров присутствуют терминалы, через которые заявители могут вносить оплату по государственным пошлинам. Следует заранее уточнить, присутствует ли такое средство оплаты в выбранном отделении.

Приостановка и отказ в регистрации права

Законом закреплен ряд оснований, позволяющих сотрудникам МФЦ и Росреестра отказывать заявителем в приеме документов и выполнении дальнейших действий. Среди таких оснований наиболее распространенными считаются:

  • передача сотрудникам неполного пакета документов;
  • присутствуют ошибки или неточности в документации, а также признаки подделки;
  • в ходе анализа выявлены существенные противоречия между фактическими правами на недвижимость и указанными в договоре;
  • при проверке обнаруживается, что на передаваемую собственность наложен арест или она находится под обременением;
  • в течение предусмотренного срока регистратором не были получены ответы по запросам из ведомств, участвующих при проверке;
  • если сделка предусматривает участие третьих лиц – отсутствие информации о них, включая копии документов, упоминание в договоре и личные подписи;
  • в договоре купли-продажи частично или полностью отсутствуют определенные законодательно пункты.

При обнаружении спорных моментов регистратор приостанавливает рассмотрение дела, информируя каждого участника сделки одним из доступных способов. Максимальный срок приостановки – три месяца. В течение этого времени все ошибки должны быть устранены. Если заявитель выполнит все требования и у регистратора более не появится сомнений по поводу правильности договора, набора документов и прочих обстоятельств, то процедура реализуется дальше в рамках норматива. Вносить дополнительную оплату, включая госпошлину, повторно заявителю не требуется.

Если в течение указанного срока необходимых действий со стороны заявителя выполнено не будет, то в регистрации прав будет отказано, о чем участники также будут проинформированы. Возврат государственной пошлины или иных взносов при этом не предусматривается.

Бесплатная консультация юриста по жилищному праву
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.