Валерия Арутюнова - Юрист в сфере недвижимости, адвокат
Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

При переезде на новое место жительства или временного проживания для обеспечения законных оснований предоставления госуслуг необходимо зарегистрироваться. При поиске ответа, как сделать временную прописку и какие документы нужны для временной прописки, стоит обратиться к Закону РФ № 5242-1, регламентирующий свободу передвижений и возможность регистрации на непостоянной основе.

Как оформить временную прописку

Законодательно граждане РФ имеют право свободно перемещаться на территории государства, при этом закрепив официальное место жительства, независимо от места проживания.

Для оформления временной прописки достаточно только письменное согласие владельца жилья на регистрацию жильца, с указанием сроков проживания. Услуга регистрации осуществляется бесплатно в территориальных органах, не требует дополнительных средств от собственника жилплощади или самого жильца.

Длительность оформления временной прописки, при условии предоставления необходимой документации и правильно составленного заявления, составляет не  более 7 календарных дней. По окончании периода рассмотрения и регистрации нового жильца, выдается регистрационное свидетельство, подтверждающее право проживания.

Временная регистрация

Временная прописка оформляется по запросу гражданам РФ, которые прибыли в регион, где у них нет постоянной регистрации для пребывания, но с условием не более  90 календарных дней суммарно. Если срок нахождения по месту временной прописки меньше, либо место нахождения находится в том же регионе, где гражданин оформлен по адресу жительства на постоянной основе, временная прописка не предусмотрена законодательными нормами.

Для получения регистрации по пребыванию гражданину необходимо иметь:


Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо воспользуйтесь формами на сайте
  • жилое помещение, в котором будет зарегистрирован жилец, с указанием квадратуры помещения, типа собственности, адрес жилплощади;
  • основания для временной регистрации жильца: договор аренды или соцнайма, выписка из ЕГРН о праве собственности, письменное разрешение со стороны владельцев жилья;
  • согласие на прописывание всех сособственников жилого помещения или совершеннолетних жильцов, если это муниципальное или государственное жилье, занимаемое по договору соцнайма. 

Зачем нужна временная регистрация

Получение регистрации по адресу временного жительства предусмотрено в целях создания условий для реализации прав и свобод гражданам РФ. Временная прописка не порождает каких-либо прав у временного жильца и ни к чему не обязывает, по факту – это формальная фиксация места нахождения конкретного гражданина, с соблюдением временных рамок.

Порядок оформления временной прописки

Процедура оформления временной прописки включает последовательные этапы, с соблюдением законодательных правил и прав собственников жилья.

Алгоритм оформления включает прежде всего подготовку перечня документов для временной прописки жильца. Далее - передача документов в отдел МВД. Заявитель может на выбор предоставить документацию в контролирующий орган несколькими путями:

  • лично в подразделение ОВМ УМВД по адресу нахождения жилья;
  • направить в выбранное подразделение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений;
  • подать через интернет-портал Госуслуг;
  • передать через ответственное лицо – должностное лицо жилищного органа, если это муниципальное или государственное жилье, сотрудников УК, ЖСК, ЖК, ТСЖ, должностных лиц МФЦ или собственников жилья, которые управляют им самостоятельно.

Заключительный этап – это выдача регистрации временной прописки гражданам. На рассмотрение заявления отводится 3 календарных дня, по окончании должностные лица обязаны перенаправить документы в миграционный отдел, где в 3-дневный срок проводится проверка подлинности пакета документов от заявителя.

Какие документы требуются для оформления временной регистрации

Перечень необходимой документации регламентируется пунктом 9 Постановления Правительства РФ № 713 и включает:

  • паспорт гражданина РФ или справка о замене, утрате, изготовлении документа, подтверждающего личность временного жильца;
  • заявление по утвержденной форме № 1, утвержденной согласно Приложения № 4 Приказа Министерства Внутренних Дел РФ № 984;
  • документальное основание для вселения – это может быть договор аренды жилья, договор соцнайма, договор купли-продажи квартиры, разрешительное заявление собственника жилья;
  • удостоверительный документ собственника и документы, подтверждающие право владения жилплощадью.

Только после проверки достоверности предоставленных документов контролирующий орган имеет право выдать справку о временной прописке граждан.


Временная регистрация без постоянной прописки

Наличие или отсутствие постоянной регистрации не влияет на возможность оформления временного жительства, они между собой не связаны. Дело в том, что постоянное жительство – это место, где гражданин живет на постоянной основе, данный факт не требует постоянного подтверждения и действует бессрочно.

Временное место жительства – это жилплощадь, где регистрируется гражданин по прибытию на ограниченный срок.

Даже в случае оформления временного жительства на несколько лет постоянная прописка сохраняет свое действие и не аннулируется до момента, пока гражданин не выпишется на новое место жительства на постоянной основе.

Основные причины отказа во временной регистрации гражданина РФ

Регистрация имеет заявительный характер, потому миграционные органы не имеют нормативных причин, по которым они могут отказать в регистрации обратившемуся должным образом лицу. Причиной отказа могут быть лишь нарушения процессуального характера:

  • гражданин подал нечитаемое заявление или заявление с ошибками в имени, исправлениями, зачеркиваниями;
  • гражданин подал неполный пакет документов, заявленный для временной регистрации;
  • с заявлением обратилось неуполномоченное лицо;
  • нет согласия собственников квартиры;
  • сведения в поданных документах не соответствуют действительности.
Бесплатная консультация юриста по жилищному праву
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.